«Болящий дух врачует песнопенье»

В прошлом году в культурной жизни республики произошло событие, оставшееся вне поля зрения многих. 8 августа 1991 года по решению Совета Министров МССР был создан камерный хор. Теперь по прошествии полугода можно лишь удивляться, почему на протяжении многих лет в Мордовии не было своего профессионального хорового коллектива. Конечно, кое-кто может возразить, что хоровые коллективы работают при мордовском театре музыкальной комедии и в ансамбле песни и пляски «Умарина». Но при всем внешнем соответствии названные коллективы (кстати, очень небольшого состава) не могут выполнять функции полноценного хора. И задачи у них не те, и возможности тоже.

Хоровая музыка испокон аккумулировала в себе высоты духа, обретенные в народном музыкальном творчестве. Что бы там ни говорили некоторые музыковеды, она первична по отношению к большинству видов музыкального творчества. Свое завершение хоровое творчество нашло в духовной музыке, которая сегодня нами снова открывается как какой-то неведомый материк, подобный Атлантиде, в свое время, опустившейся на дно океана. Одушевленная высокими нравственными нормами и ценностями, духовная музыка дала жизнь на определенном историческом этапе — опере.

Последняя, в свое время, послужила как бы стартовой площадкой для нового музыкального жанра — оперетты, которая, в свою очередь, проделала путь эволюции к музыкальной комедии и мюзиклу. Ясно различимое снижение жанров наносит чувствительный удар по популярной теории прогресса, столь модной в европейской цивилизации двух последних веков. Но мы немного отвлеклись. Вновь созданный мордовский камерный хор появился не в музыкальной пустыне. Были у него предшественники. Почти тридцать пять лет тому назад в Саранске существовал городской хор, с ним сотрудничали известные певцы: И. Яушев, В. Киушкин, М. Антонова, художественным руководителем которого был известный в республике дирижер Иван Григорьевич Резепов. Много воды утекло с тех пор.

Сегодня И. Г. Резепов — художественный руководитель камерного хора. По словам Вячеслава Никифоровича Башкирова — директора вновь созданного коллектива, вместе с маститым дирижером в хор пришла атмосфера строгой требовательности и дисциплины. Иное, впрочем, и не мыслимо в профессиональном хоровом коллективе, сродни небольшому воинскому подразделению, требующему, от своих участников полной самоотдачи и внутренней собранности. Не случайно И. Г. Резепов поставил условием создания полноценного хора наличие исполнителей, занятых только в руководимом им коллективе. Подобное, требование исключит губительную для любого хора текучесть кадров и вытекающее из нее любительство, а то и просто дилетантизм. За основу деятельности хора было положено три направления: мордовская народная, духовная и классическая музыка. В программе коллектива произведения известных в Мордовии композиторов: Г. Сураева-Королева и И. Кошелевой.

Есть в репертуаре песни и совсем малоизвестных пока композиторов С. Мишичкина и Г. Мазаева. Современная хоровая музыка представлена именами Щедрина и Шебалина.

Особые требования к исполнителям предъявляет духовная музыка — новый пласт музыкальной культуры, осваиваемый коллективом хора. Немалым препятствием является незнание старославянского языка. Что, впрочем, является нашей общей бедой. Конечно, это препятствие преодолимо. Ведь - возможна транскрипция на современный алфавит древних текстов. Было бы только желание приобщиться к музыкальному наследию прошлых веков.

Говоря о становлении камерного хора, очень непросто отключиться от организационных трудностей, переживаемых певцами. Обретя совсем недавно крышу — в помещении бывшего общественно-политического центра, коллектив сразу же был поставлен в жесткие финансовые тиски. При подсчете платы за аренду помещения директор и бухгалтер схватились за головы. Как выяснилось, она составляет более ста тысяч рублей. А если приплюсовать сюда расходы на костюмы певцов и транспортные расходы, то впору всему министерству культуры срочно заняться поисками пилюль от головной боли.

История, в общем-то, знакомая: как существовать искусству в век коммерции и предпринимательства? Где же выход? Искать богатых спонсоров? Только где их найти в нашей маленькой республике? Заниматься самим активнее концертной деятельностью? Но и это не панацея. Ибо хор никак не может конкурировать по посещаемости с поп и рок-группами типа «Ласкового мая». Остается жить по припеву известной песни: «Вся жизнь впереди, надейся и жди». Только не мешало бы напомнить, что во всех развитых странах Запада сфера культуры пользуется государственной поддержкой. Так давайте и мы не будем спешить с обучением нашей культуры плаванию в море свободного рынка и коммерции.

"Саранский Курьер", 1992 г., В.Михайлов